Объявление (всегда актуально)

Объявление (всегда актуально): Приму в дар машину времени и пару дополнительных рук!

Постоянные читатели

понедельник, 14 февраля 2011 г.

Любителям вышивки и кружева

Нашла в инете замечательную книгу  Ларисы Петровны Пономаренко ( Издательство - "Феникс", Ростов-на-Дону) - Старинные секреты плетения кружев. Это просто энциклопедия кружевоплетения. Вся книга выложена на этом сайте - Модная Россия. Хочу показать только одну главу  - Разновидности игольного кружева. Красота!

 Источник - Модная Россия
2.3. РАЗНОВИДНОСТИ ИГОЛЬНОГО КРУЖЕВА

Восточные кружева

Восток - родина прекрасных излишеств, и первые плетеные кружева появились на Востоке, возможно, в Персии. Материалом служили цветные шелковые нити. Плетение производилось при помощи иглы. В группу восточных входит 3 вида кружев: просто восточное (без точного адреса), армянское и палестинское.

Приемы плетения не отличаются разнообразием, в основном это петельный или узелковый шов. Основой для рисунка служит кромка ткани или специально натянутая утолщенная нить (рисунок 2.83). Первый ряд петельных стежков выполняют слева направо, второй - справа налево и так далее. Рисунок, как правило, простой, состоит из плотно заполненных геометрических фигур - треугольников или квадратов - и довольно больших свободных промежутков между ними. Эти промежутки могут перекрываться бридами, образующими "паучки". Точки пересечения брид закрепляют двумя петельными стежками. Для образования дуги свободно протягивают нить и покрывают ее петельными стежками. Квадраты и треугольники обрабатываются отдельно, а затем соединяются со всем узором.
Рисунок 2.83. Восточное шитое кружево: а) первый ряд б) второй ряд в) варианты кружев

Смирнское, или армянское, кружево

Между Смирной и Арменией более тысячи километров, но для европейцев прошлых веков это было все равно. Армянское кружево имеет более утонченный рисунок, чем рассмотренное нами восточное.

Основной элемент этой работы - узелковый шов (рисунок 2.84).

Предварительно натягивают нити по линиям намеченного рисунка, закрепляя их за край ткани. Нитку направляют справа налево. Затем протянутую нить покрывают узелковым швом в обратном направлении. Нитка проходит слева направо, образуя петлю. Затем иголку пропускают под натянутую нитку и подхватывают эту петлю. Чтобы получить петельный стежок в армянском кружеве, нить обводят вокруг иглы дважды, в результате чего при затягивании образуется узлообразное утолщение. По сравнению с восточным армянское кружево имеет более разреженную, почти сетчатую структуру. Рисунок обычно растительный: цветы, листья и даже целые деревца. Отдельные лепестки могут соединяться не только на плоскости, но и пространственно, создавая объемный мотив (рисунок 2.85). На основе нити, соединенной в кольцо, выплетают розетку с широкими лепестками. Затем лепестки в широкой части соединяют между собой короткими стежками. В качестве каркаса для придания жесткости используется конский волос.

Рисунок 2.84. Армянское шитое кружево: а) первый ряд б) второй ряд в) вариант кружева

 Рисунок 2.85. Выполнение объемного мотива: а) кружевной цветок б) технология получения кружевного цветка

Палестинское кружево

Обычно основой для этого кружева служит сдвоенная нить, но иногда - край ткани. Здесь используются петельные стежки, но менее плотные, расположенные на расстоянии друг от друга (рисунок 2.86). Структура кружева еще более разреженная, сетчатая, между стежками получаются нитяные дуги. Рисунок создается из "глазков" и столбиков (рисунок 2.87). "Глазки" образуются при пропускании петель, а столбики - при их уплотнении, когда стежок второго ряда вводят в нижний ряд. Для этого вида кружев характерно веерообразное строение, когда вокруг "глазка" выплетаются многочисленные дужки (рисунок 2.88). Материал нитей - шелк или лен.
Рисунок 2.86. Палестинское шитое кружево (первый и второй ряд)
Рисунок 2.87. Палестинское шитое кружево (видно соединение трассировочных нитей)

Рисунок 2.88. Веерообразное строение палестинского шитого кружева

По аналогии кружева, которые мы будем рассматривать далее, можно назвать западными, или европейскими. Не только в двадцать первом, но и в прошлые века европейские страны имели между собой прочные связи. Появляясь в одном уголке Европы, мода быстро перекочевывала в другой, обрастая по пути местными особенностями. Все европейские игольные кружева выполняются на основе приемов, описанных нами выше.

Кружево "Xедебо"

Хедебо - название местечка в Дании. Основой этого кружева, как и восточных, служит край ткани. Используют обычно кромку ткани, которую для большей прочности подворачивают.

Нитки. Изначально для этого вида работ использовались льняные нитки.

Это кружево состоит из отдельных фрагментов, сшитых плотными петельными стежками (рисунок 2.89). Как и в армянском кружеве, все швы выполняют в одном направлении - слева направо, между плотными петельными стежками проходит нить, подаваемая в обратном направлении. Самые распространенные элементы - зубцы и дуги (рисунок 2.90). В качестве основы для дужек используют тройную нить. Пико на дужке получают при помощи булавки. Бриды используются как одинарные, обвитые или обметанные (рисунок 2.91), так и в несколько нитей, перевитых штопальным швом (рисунок 2.92). Рисунок имеет наивный фольклорный характер. Узор обычно геометрический, лишь изредка - стилизованные листья и розетки.
Рисунок 2.89. Выработка кружева "хедебо": а) первый ряд петельных стежков по кромке б) продержка нити сзади вперед в) другой способ выполнения петельного стежка (игла прокалывает ткань через петельку) г) оттягивание нити из грунтового ряда д) выполнение следующего ряда петельных стежков по ранее проложенному
Рисунок 2.90. Элементы кружева "хедебо": а) кружево из фестончиков и зубчиков б) получение фестончика из дужки
Рисунок 2.91. Отделка кружевом "хедебо" с лесенкой фестончиками и зубчиками

Рисунок 2.92. Обработка брид штопальным стежком

Кружево "Медичи"

Эти несложные, но эффектные кружева напоминают тяжелые вязаные полотна времен Екатерины Медичи (рисунки 2.93-2.95). Основной узор - замкнутый контур, заполненный полотняным швом, а фон представляет собой сетку с крупными шестиугольными ячейками.
 На клеенку или другую основу переводят рисунок и фон из ячеек-шестиугольников. Контуры основного рисунка прошивают швом "вперед иголку" так, чтобы на лицевой стороне стежок был короткий и немного наклонный, а на изнаночной - длинный. Под короткие стежки продевают толстую нить и обшивают ее плотным фестончатым швом (плотный валик).

Пространство внутри рисунка заполняют полотняным швом или простыми штопальными стежками. Эту операцию лучше выполнить более тонкими нитками, чтобы получить тонкую, нежную сеточку.

Двадцать девятый кружевной шов (смотри рисунок 2.63) позволяет заполнить свободное пространство сеткой-фоном "соты". Эту операцию можно упростить, если воспользоваться клеенкой как опорой для сетки. Для этого сначала выполняют короткие стежки по углам вертикальных линий (рисунок 2.96). Затем через эти короткие стежки выполняют длинные двойные вертикальные стежки и одинарные наклонные так, чтобы получить рисунок из шестиугольников. На третьем этапе наклонные стежки дополнительно перевивают нитью, проходя все углы. Этот вид кружева часто применяется для инкрустации крупных изделий.


Рисунок 2.96. Способ исполнения сетки для кружева "медичи": а) первая и третья операции б) вторая операция

Венецианское кружево

Венецианский гипюр стал известен в семнадцатом веке. Это выпуклый узор с неправильными бридами (рисунки 2.97, 2.98). На французский манер он назывался "point de France". Линии рисунка составляют затейливые растительные узоры. Несмотря на то что венецианское кружево выглядит очень замысловато, его исполнение под силу даже начинающим, так как техника позволяет скрыть небольшие погрешности. Это кружево плетется полностью из ниток с помощью простой швейной иголки.


Рисунок 2.98. Венецианское кружево, квадрат "дельфин"

Техника исполнения венецианского кружева отличается тем, что в нем основной контур выполняется не тесьмой, а ниткой, скрученной в 3-5 сложений. Нитки для этого вида работ берутся довольно толстые.

Основной элемент этого кружева - фестончатый шов по контуру поверх проложенной нити. Если нитка закончится, к ней привязывают новую нитку простым узлом и продолжают работу. Концы ниток обрезают. Заполнение контура производится венецианским швом (кружевной шов 19, рисунок 2.53). Направление нитей вдоль линии контура. Для заполнения фона используют бриды с пико, собирая их в "паучки".

Кружево "сенсиа"

Этот вид кружева также относится к венецианским (рисунок 2.99). Оно считается более простым, так как выполняется с помощью простой узкой тесьмы и в нем не нужно обметывать линию контура.

Рисунок 2.99. Кружево "сенсиа", фрагмент воротника

Порядок работы. Рисунок переводят на клеенку или толстую бумагу. Тесьму укладывают по контуру рисунка и прихватывают редкими стежками. В точках пересечения тесемку скрепляют короткими стежками, незаметными с лицевой стороны. После этого отдельные элементы заполняют кружевными швами с маленькими "паучками", имеющими в готовом виде сетчатую структуру. Прожилки листьев и серединки цветов выполняют фестончатым швом. Крупные детали заполняют плотным венецианским швом. Затем натягивают баретки с пико и собирают их в "паучки". После этого наметку можно выдернуть и отделить кружево от основы.

Миланское кружево

В этом кружеве, кроме ниток, используется кружевная тесьма для прокладывания контура (рисунок 2.100). Фоном служит сетка в форме пчелиных сот. Техника выполнения сот такая же, как в кружеве "медичи". Замкнутые фигуры заполняются простыми кружевными швами, а пространство между ними - баретками с пико и с "паучками".
Рисунок 2.100. Миланское кружево

Кружево "принцесса"

Это очень простенькое кружево под силу всем желающим, ну прямо-таки забава для барышень, в особенности читающих нашу книжку (рисунок 2.101). Оно выкладывается из тесьмы, которая затем соединяется мелкими стежками в точках пересечения, а между фрагментами мотива протягиваются баретки с частыми пико. В замкнутых фигурах используются простейшие кружевные швы.

Рисунок 2.101. Кружево "принцесса"

Ирландское кружево

В начале двадцатого века наибольшей популярностью пользовались ирландские кружева. Другое их название - "ренессанс". Эти кружева впервые появились во Франции в шестнадцатом веке. Оттуда они перекочевали в Англию и Ирландию. Выполнение этого вида кружев достаточно кропотливо, но дает колоссальный эстетический эффект.

Выполнение. Узоры для ирландского кружева рисуют двойными линиями, между которыми пришивают тесьму короткими стежками "вперед иголку". В местах закруглений шов прокладывают по наружному краю. Когда тесемка нашита на всем узоре, берут иголку с тонкой ниткой и мелкими стежками через край собирают все складочки по внутренним линиям тесемки, чтобы тесьма легла гладко по узору. После этого заполняют пространство между тесьмой. Самый простой способ заполнения пространства между контурами - баретками (рисунок 2.102). Внутри замкнутых контуров свободное пространство заполняется кружевными швами или тюлевым фоном (рисунок 2.103).

Рисунок 2.102. Ирланское кружево с фоном баретками


Рисунок 2.103. Заполнение пространства тюлевым фоном в кружеве "ренесанс"

Кружево "ретичелла"

Одним из самых старинных кружев является итальянское кружево "ретичелла". "Ретичелла" по-итальянски означает просто "сеточка". Это кружево изготавливается по тому же принципу, что и ирландское, с использованием тех же приемов и отличается только рисунком. В нем используются правильные геометрические формы - круг, треугольник, квадрат - в различных сочетаниях.

Порядок выполнения. Узор наносится на кальку. По основным линиям нашивают тесьму швом "вперед иголку". Когда тесемки наметаны, выполняются внутренние баретки простым петельным швом. Затем наносятся несколько рядов кружевного шва.

Испанское шитое кружево

Испанские кружева отличает в первую очередь вид сырья. Они вырабатывались из шелка и металлизированных нитей, золотых и серебряных. Этот вид кружева называют еще "филигранным гипюром".

Нитки. Нить для плетения такого кружева называется "биза". Ее основой служит прочная натуральная шелковая или льняная нить, на которую наматывается тонкая шелковая нить или металлическая проволочка. Основа придает нити необходимую гибкость. Кружева этого вида не бывают белыми - они цветные, золотые или серебряные.

Основа. Как и все подобные, эти кружева требуют временной основы, которая затем будет удалена. Ею может служить любая ткань, калька или клеенка.

Выполнение. Техника выполнения этих кружев несколько отличается от остальных, хотя использует известные нам приемы. Выполнение каждого фрагмента начинают с середины (рисунок 2.104). Контуры (не по краю, а в средней части фрагмента) прокладывают стебельчатым швом ("назад иголку"). По стебельчатому контуру прокладывают двойную металлизированную нить, которую затем закрепляют петельными стежками цветного шелка, прокладываемыми не плотно, а с промежутками, чтобы металлическая нить была видна. Свободное пространство внутри фрагмента покрывают спиральными стежками металлической нити. На заполненных участках в точке поворота нить надламывают. Металлизированную нить прокладывают в несколько рядов. Петельные стежки продевают через стежки предыдущего ряда, скрепляя тем самым ряды. На участке сужения фрагмента обметывают только одну металлическую нить, а вторую протягивают, как бриду, к другому участку. К соседним участкам направляют не только прямые бриды, но и кольца из металлической нити. Соприкасающиеся участки скрепляют петельными стежками из шелка. Петли, образующие "глазки", не обметывают (рисунок 2.105). По окончании работы разрезают и распускают стебельчатый шов и отсоединяют кружево от основы.

Рисунок 2.104. Обработка проложенной ранее строчки стебельчатых стежков золотой нитью
Рисунок 2.105. Закрепление "глазков" в середине рисунка по внешней линии - окаймление "глазками"

Бразильское кружево "соль"

"Соль" в данном случае означает не хлористый натрий, известный хозяйкам как поваренная соль, а "солнце" по-испански. Это, в свою очередь, указывает на форму мотивов - окружность. Родиной этого кружева считают остров Тенериф из группы Канарских островов, откуда оно перекочевало в Латинскую Америку и лишь оттуда - как бразильское кружево - в Европу.

"Солнечное" кружево изготавливается в 3 этапа.

Первый этап - изготовление лучеобразного каркаса. Каркас можно получить двумя способами - вышиванием и сплетением пластинки в виде звездочки. Чаще всего кружево "соль" составляют из кружков, но иногда его элементы могут иметь форму треугольника или квадрата.

Если пользоваться методом вышивки, то на вспомогательную ткань, кальку или клеенку наносят контур мотива. Мотив делят на большое количество одинаковых секторов. Затем берут иголку с ниткой и обшивают контур окружности швом "вперед иголку", прокалывая основу четко по границам намеченных секторов. Чтобы замкнуть линию контура, прокладывают второй шов "вперед иголку" в обратном направлении (рисунок 2.106). Затем через точки накола протягивают "диаметры", следя за тем, чтобы все они пересекались в одной точке. Это можно делать как от краев окружности, так и от центра (рисунок 2.107). При этом нить продевают через отверстие в центре с изнаночной стороны на лицевую. В этом случае удобнее пользоваться челноком для филейных работ, о которых пойдет речь в следующей главе.

Рисунок 2.106. Выработка основания посредством вышивки, когда через один ряд шва "вперед иголку" пропускается нить с помощью вышивальной иглы.











6 комментариев:

  1. Обалдеть! Это ж сколько надо терпения!

    ОтветитьУдалить
  2. А какое разнообразие!!! Вот бы все попробовать!

    ОтветитьУдалить
  3. Тамара, добрый день!
    Я-Марина, из Новороссийска,в котором вы были в прошлом году. Где бы мы ещё встретились, как не в интернете! За ваш сундук проголосовала на сайте «МОДНОЕ РУКОДЕЛИЕ», мне он действительно понравился больше расписных кружек и ламп. От души желаю вам победы!
    Приглашаю в гости: http://fullmoontheedgeofthesoul.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
  4. Марина, очень приятно! Спасибо за оценку сундука! Город ваш понравился, чем-то похож на наш Владивосток - море, сопки. И было много солнца!

    ОтветитьУдалить
  5. Красивые кружева.Моя бабушка плела на каклюшках.Тоже крвсотища.Вологодские кружева.Сказко в каждом узоре.

    ОтветитьУдалить
  6. Hi mates, how іs eνeгythіng,
    anԁ what yοu desire to say οn the topic of thiѕ post,
    in my view its truly awеsome ԁesigned for me.


    Fееl frеe to visit my weblоg skin lightening home remedies

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...